«...Жизнь моя — только пули полет. Хрупкий мир уходящих мельканий»
Р: Вам
Д: Ребенок у меня спросил, сколько у нас денег.
Р: Задавали ли Вы
Д: Дело в том, что Вы находитесь в кабинете адвоката. Есть несколько профессиональных привычек, которые портят людей в плохую или хорошую сторону. Шахтеры ложатся спать в каске, а хороший адвокат никогда не задает вопроса, на который он не знает ответа. В противном случае ты можешь услышать ответ, который тебя не устроит, и все, что ты строишь на суде может пойти неизвестно куда.
Р: Были ли уголовные дела в мировой истории, где Вы хотели бы выступать адвокатом?
Д: Я бы с большим удовольствие выступил на одном процессе, где по техническим причинам не мог участвовать — на процессе развода у одного английского короля, который был женат семь раз. И есть еще один процесс, но к сожалению, там не было адвокатов. Это процесс Христа.
Р: Тогда во втором случае Вы должны были бы следовать букве закона Римской империи, где не бывало поправок к уголовному кодексу.
Д: Я не в праве критиковать законодательство, которое существует на определенный момент. Каждое общество добивается того законодательства, которого достойна его ментальность. Я бы выступал понятийно. Потому что тогда судили по понятиям. Понятия были другие. Если исходить из того, что мы сегодня знаем о Христе, то скорее всего он был бы оправдан, если бы я его защищал. Это не значит, что он не был бы казнен по собственному желанию, но мне было бы интересно с ним побеседовать перед судом.
Р: Из всех приговоров, которые вынес Ньюренбергский процесс ни одного оправдательного быть не могло?
Д: Наверное Альберт Шпеер заслуживал другого наказания, слишком талантливый был человек. Но конечно в ту пору не могло быть оправдательных приговоров.
Р: Вернемся в наш день. Сегодня в России обсуждается тема новой статьи: наказание за религиозные убеждения. Скажите, как отнесется народ к адвокату, который впервые выступит в России по этому делу?
Д: Дело в том, что наша страна юридически девственна. Так получилось. Я очень часто сталкиваюсь с тем, что все, включая моих коллег, говорят о том, что адвокат освободил, или адвокат посадил, или адвокат отнял, или адвокат прибавил… Мне кажется, что это неправильно. Решение по суду принимает не адвокат, а принимает суд. Закон написан одним текстом. И обе стороны читают одни и те же слова. Просто одна сторона читает с одним акцентом, а другая — с другим акцентом. Что касается Вашего вопроса, мне кажется, что в стране, которую очень забавляют закулисные интриги и теории заговоров, надо будет всегда найти козла отпущения. Если этот процесс не удастся обвинению, то в этом будет виноват адвокат. А если удастся, то с другой стороны будет другая толпа людей, которые тоже будут считать, что в этом виноват адвокат.
Р: Цех адвокатов этому адвокату окажет поддержку? Поможет публично, выступит ли в прессе?
Д: Цех адвокатов практически никогда никому не помогал.
Р: На сегодняшний день все знают, что в Вашей профессии до сих пор ситуация с лицензией адвоката не совсем понятна. Как Вы к этому относитесь?
Д: В гражданских судах лицензия адвоката необязательна. А в уголовных — да. Но лицензия адвоката — это очень серьезная штука, которая помогает адвокату защищать своего клиента. По законодательству мы не имеем права рассказать то, что узнали в процессе обращения к нам клиента. Правоохранительные органы частенько пытаются вызвать на допрос адвоката, который узнал
Р: Часто врачи, ведущие пациента, узнают о безысходном диагнозе. Приведем аналогию с адвокатом. Если адвокат понимает, что в деле безысходный диагноз, должен ли он прийти и сказать своему клиенту, что будет вот так, и никак иначе.
Д: На Ваш вопрос есть одни ответ: это может сделать адвокат, которому есть что кушать.
Р: Если бы сейчас сменить профессию?
Д: Это один из тех вопросов, которые я задаю сам себе и мучительно ищу ответ: я — профессиональный коллекционер и быть адвокатом — это мое хобби, или я — профессиональный адвокат, и мое хобби — быть коллекционером. И я до сегодняшнего дня не знаю на него точного ответа. Но если бы я выбрал
Р: Какую?
Д: Я бы выбрал довоенную Францию. Францию между войнами.
Р: Кого из публичных персонажей в довоенной Франции Вы бы хотели видеть в качестве своих клиентов? У многих из них были проблемы. И у Жана Кокто, и у Эдит Пиаф и у русских.
Д: Меня очень интересовала личность Гурджиева. Вообще интереснее работать с аферистами, чем с честными людьми. И там был еще один очень интересный человек, который не так известен российской публике, — Саша Гитри.
Р: У Гитри были достаточно сложные отношения с властью. Многие от него отвернулись. И Вы бы стали адвокатом Саша Гитри? Вы готовы пойти на риск?
Д: Я бы рисковал по нескольким причинам.
Р: Вы давно занимаетесь юриспруденцией. Вы работали адвокатом еще до того, как грянула перестройка. В тот период, перед тем, как поднялся железный занавес, не было ли у Вас желания уехать?
Д: Такое желание у меня было всегда, что я собственно и сделал. За мной висит портрет дяди моей мамы, довольно известного российского поэта
Помните, у Булгакова: «как причудливо тасуется колода». У Ильи Эренбурга было написано: «я зашел в квартиру к Александру Кусикову. На диване сидел пьяный Есенин, на гитаре
Так вот. Дядя уехал по разрешению Луночарского, портрет которого также висит в этом офисе, и благополучно обосновался сначала в Берлине, а потом в Париже, как многие в то время. У дяди была сумасшедшая переписка, которую он увез с собой. К тому же в эмиграции он был таким небольшим литературным центром, поэтому Еврейновы и Ремизовы, и так далее, — все его близкие друзья. Меня в пять лет в первый раз выпустили во Францию, где дядя со мной ходил за ручку и показывал мне Париж,
(Раздается телефонный звонок.) Да, сто девяносто пятый… Давайте мой лот! Сейчас мой лот! «Газетный и книжный мир." Двадцать пятый год. Мы как раз в теме. Давайте. Я купил. Большое спасибо. Увидимся на баррикадах.
Р: Что Вы сейчас приобрели?
Д: Я приобрел справочную книгу «Газетный и книжный мир» в великолепной обложке издательства «Двигатель» двадцать пятого года.
В результате произошла катастрофа с моим поступлением в институт. Мама сказала, что я — человек в
В день, когда надо было отвезти документы в МГУ на биофак, я встретил по дороге своего приятеля из соседней школы, сына очень крупных валютных спекулянтов. Он спросил меня, куда я еду. Я сказал, что я еду на биофак. Он сказал: «Твои пестики и тычинки подождут, поедем со мной на улицу Вильгельма Пика." Делать мне было нечего и я поехал. У Гриши там было все схвачено. Вышла
(Раздается телефонный звонок.) Прошу прощения. Да, были такие гербы. Давайте девять. Одиннадцать. Тринадцать. Четырнадцать пошло. Семнадцать давайте. Девятнадцать не даем. Это я не купил.
Р: Что Вы не купили?
Д: Я не купил «Книжные библиотечные гербы». Довольно интересная штука, но они не попадают в мой период.
Через полчаса вышла эта тетка. Я расписался. Я должен был сдать четыре экзамена. Я сдал математику, получил пять, потом еще географию, историю и сочинение и получил все пятерки. К моему удивлению я был зачислен на экономический факультет ВГИКа, а мой приятель Гриша не был зачислен и попал на заочный. Мне выдали приказ о зачислении, студенческий билет и зачетную книжку.
Вечером дома собрались все родственники в нашей большой квартире, и Патриарх, дедушка, возглавлял стол. Родственники приехали со всего Советского Союза, большей частью конечно из Одессы. Меня все любили, я был хорошим мальчиком: я ни с кем никогда не спорил. Я все делал, как хотел, но ни с кем никогда не спорил. Дедушка сказал: «Ну, Саша, покажи мне приказ!» Я с дрожью отдал дедушке приказ о зачислении, дедушка надел очки и начал читать.
Была тишина, все пересмеивались, тихо обсуждая, кем я буду: проктологом, гинекологом, биохимиком, вирусологом… Дедушка прочел бумагу, снял очки и сказал бабушке: «Вероника! Наверное, мы с тобой
И я стал учиться во ВГИКе. В сентябре нас послали на «картошку». Там у меня случился совершенно безумный роман с одной актрисой с Герасимовского факультета. Это сейчас она народная и всеми любимая, а тогда была просто красивой девочкой. Мы вернулись
Но надо сказать, что моя еврейская мама на словах отказалась от своего
Я благополучно прожил в этой квартире все четыре года, пока учился во ВГИКЕ и провел их вместе со своей любимой на курсе актерского мастерства у Сергея Афанасьевича Герасимова, которого совершенно обожал. Меня снимали в разных фильмах, со своей внешностью я обычно играл или спекулянтов или итальянцев.
В 1976 году меня вызвали в военкомат. Мне пришел конверт с повесткой. В Военкомате
Эта перспектива меня не прельщала вовсе, и к тому же на флоте там надо было служить три года. И тогда я взял другой конверт, весь в облаке аромата от Chanel. В нем был вызов на постоянное место жительства к маме, и вместо того, чтобы уехать к Тихому океану я уехал в Париж, где прожил несколько лет. Потом я жил в Америке, потом я жил в Швейцарии, где получил всякие разные образования.
В
Р: А полные магазины тот дух не вытеснили, который Вас привлекал в России начала
Д: Он остался в этом кабинете.
Р: Вернемся во Францию, куда уехало достаточно много людей, с которыми Вы были так или иначе знакомы. Адвокат — профессия и скрытая и публичная одновременно. Кого бы Вы взяли в учителя? Николая Николаевича Еврейного с его самобытной теорией или Василия Васильевича Каменского с его отношением к себе и к Николаю Николаевичу Еврейному?
Д: Ни того и ни другого. Я бы взял Черчилля. Уж очень интересный персонаж. Он всегда мне импонировал. мы с ним сходимся во взглядах. Он не любил Севетскую власть, а любил армянский коньяк и красивых девушек, курил сигары, играл в гольф, очень хорошо писал, получил Нобелевскую премию по литературе, дважды уходил и возвращался, носил бабочку. Вот его я очень люблю. Что же касается Еврейнова, к примеру… Какой силой духой нужно обладать, чтобы дать объявление в газету следующего содержания: «Хожу по домам, пью коньяк. Хороший собеседник. Звонить
Р: Мы говорили сейчас с Вами о Черчилле. Знаковая фигура. Была еще одна знаковая фигура. Пусть без сигары, но тоже в котелке. И если бы секретарша принесла бы Вам два конверта: один — от сэра Уинстона Черчилля, а второй — от сэра Чарльза Спенсера Чаплина, с приглашением на ужин в один и тот же день, к кому бы из них, Вы пошли?
Д: Я бы конечно пошел к Чаплину. Потому что он был более прикольный. Чаплин мог себе позволить то, что не мог бы себе позволить Черчилль. Конечно с Чаплиным было бы интереснее.
Совсем недавно мне пришлось купить архив Александрова и Орловой. Я учился и дружил с Гришей Александровым, это их внук. Он немножко запил и промотал абсолютно все, что ему оставили, включая квартиру на Пушкинской, которую он продал за 50 000 рублей спьяну. Года два назад он позвонил и сказал, что продает весь архив. Я заехал к нему на знаменитую дачу. В этот самый момент упала
Вот там, кстати, я увидел фоторафию Чаплина, который Эйзенштейну показывал свой голый зад. Я тогда посмотрел на Чаплина абсолютно другими глазами. Про Чаплина говорят, что он — грустный клоун. Неправда!
Р: Много ли у Вас хороших собеседников или их не должно быть много?
Д: Говорить намного легче, чем слушать. Моя профессия заключается в том, чтобы слушать. Адвокат говорит в суде, но самое важное — это слушать клиента. Хороших собеседников очень мало. Интересных людей — единицы. Человек, который тебя понимает, — один.
Р: Когда появился первый предмет в Вашей коллекции, и случайность ли это была?
Д: У меня родители собирали, бабушки и дедушки всегда собирали. Но мой личный — это марка, которую я благополучно срезал с конверта, который пришел от дяди. Кстати до сих пор
Р: А самый любимый предмет в Вашей коллекции?
Д: Конечно последний. Коллекционеры — большей частью это мужчины. В женщинах — коллекционерах всегда есть мужское начало. Коллекционирование зиждется на трех китах: инстинкт охотника, инстинкт исследователя, и инстинкт похвальбушника. Ты получил вещь, ты хочешь похвалиться. Самое замечательное, что есть в жизни — это общение. Квинтэссенция общения — это любовь конечно.
Поэтому в основном все коллекционеры — это мужчины. А мужчина устроен так, что ему всегда кажется, что самая большая любовь в его жизни — это последняя. Никуда от этого не денешься. Когда мы любим в первый раз, нам кажется, что мы любим в последний, а когда мы любим в последний раз, нам кажется, что в первый.
Р: Вы
Д: Голодал. И это было самое счастливое время в моей жизни. Я попал в Париж, мне двадцать лет. У меня нет денег, чтобы поехать на метро. Я хожу пешком, я открываю город, тот Париж. Париж — кстати, один из тех городов, который стал хуже, в отличие от Лондона и
Р: Один поляк сказал: «Я никому не желал зла» и ушел с группой еврейских детей в газовую камеру. Ваше отношение к педагогам?
Д: Я сам очень люблю преподавать, люблю читать лекции, я очень уважаю педагогов. Но как и во всем, я люблю людей талантливых. Потому что человек должен любить то, что он делает. Если он это любит, то у него хорошо получается. Самое трудное в мире — это передать ощущение любви и чувства. Педагог становится педагогом только тогда, когда может передать любовь и ощущения. Если он это может, то он — человек гениальный и может преподавать. В нашей религии считается, что наивысшее прсветление у человека наступает тогда, когда он может
Р: Стирают ли грань разных религий такие поступки, которые совершил Корчак? А он ведь был поляком, а не евреем. Более того, за день до этого ему было предложено покинуть лагерь и оставить детей одних.
Д: Конечно да. Что такое религия? Это же очень индивидуальная вещь. Это — между тобой и Им. Религия за многие века обросла у разных народов массой ненужных на мой взгляд ритуалов. И многие забывают о том, что это очень личное дело. Твое. Человек не становится другим человеком потому, что идет в церковь, в синагогу или в мечеть. Но он может стать другим потому, что он верит, и вера у него в сердце и в душе. Для меня это самое важное.
(Раздается телефонный звонок.) Да, да, Мариенгоф, сорок три тысячи. Давайте! Имаженисты… Ага! Мариенгоф «Руки галстуком». Купил.
Интервью Александра Добровинского журналу